Стратегии поведения в конфликтной ситуации от психологов центра "Инсайт"
Мы устроили небольшой "мозговой штурм" среди наших психологов на тему стратегий поведения в конфликтной ситуации и собрали несколько рекомендаций.
От психолога-консультанта, семейного психолога Елены Дейнего:
Согласно теории транзактного анализа Эрика Берна, в каждом из нас есть три основные субличности: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Родитель — это тот, кто все время находится по отношению к другому человеку/партнеру/событию чуть "сверху", тот, кто знает, как надо, как лучше, тот, кто готов взять на себя ответственность за все происходящее. Заботливый родитель внутри нас заботится о нас самих (пора поесть, оденься так, как тебе будет удобнее - как будто нашептывает он), дает совет друзьям и подругам, Критикующий родитель - ругает (ну вот, опять ты плохо сделал то и это, сколько можно наступать на одни и те же грабли).
Ребенок внутри нас привносит в нашу внутреннюю жизнь то, что и настоящий ребенок привносит в жизнь любой семьи: одновременно заботы и радость. Внутренний Ребенок - это эмоции, спонтанность, беззаботность, когда мы немножко снизу смотрим на кого-то - мы в детской позиции. Когда Ребенок сыт, здоров и выспался, он способен к игре, творчеству. И это состояние так и называется - Играющий Ребенок. Но так бывает далеко не всегда, и когда мы стрессуем, устали, не в ресурсе, внутри нас активизируется Травмированный или Капризный Ребенок.
И есть внутри нас некий Взрослый. Можно еще сказать — наблюдатель, аналитик, он как будто немножко со стороны смотрит на происходящее, трезво и безоценочно выстраивает причинно-следственные связи. Взрослый внутри нас тотально отвечает за себя, свои решения и их последствия и не отвечает за других людей. Взрослый выстраивает коммуникацию на равных, независимо от того, кто перед ним, ровесник, ребенок или человек вдвое старше его, он одинаково уважительно относится к каждому.
И так устроено, что если Ваш партнер прочно находится в позиции Родитель, Вашей автоматической реакцией на него будет реакция из внутреннего Ребенка. И наоборот. Наиболее конфликтной является диспозиция: Критикующий Родитель - Капризный Ребенок. И роли могут быть распределены как угодно: у Вас внутри Родитель, а у Вашего партнера - Ребенок, или наоборот.
Что же делать? Как выйти из конфликта, если Вы уже в него попали?
Психологи считают, что самым эффективным в такой ситуации будет занять позицию Взрослого. Что это значит?
1. Заметить!!!
2. Остановиться и не вестись на провокации. То есть не впадать ни в капризы (Ребенок), ни в требования (Родитель).
3. Взять на себя ответственность за свою часть и не брать чужого.
4. Взрослый внутри Вас умеет просить. Это очень пригодится в процессе выхода из конфликта.
5. И последнее - Взрослый умеет отказывать сам, никого не обижая, и спокойно относится к отказам другого, понимая, что по умолчанию ему никто ничего не должен.
Это не самый простой, но очень полезный и точно тренируемый навык, который делает Вас практически неуязвимым в любом конфликте. Удачи!
Небольшой совет по управлению конфликтной ситуацией от психотерапевта и семейного психолога Светланы Бикаевой:
В конфликте важно Ваше состояние - не так важно, что происходит, имеет значение то, устойчивы Вы или нет. Наша психологическая уверенность в конфликте напрямую зависит от устойчивости тела, поэтому первое, что необходимо сделать - вернуть себя в свое тело, ощутить, как Вы сидите\стоите, почувствовать свое дыхание. Уделив этому процессу 1-2 минуты, Вы с большой вероятностью выйдите из конфликта с наименьшими потерями для себя.
Техника поведения в конфликтной ситуации от детского и подросткового психолога Ульяны Ивановой:
Конфликт - это, прежде всего, следствие неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность или игра - проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела.
С подростками на занятиях мы, например, разбираем очень действенную технику "Я-высказывания" (источник Елена Асенсио Мартинес, Анна Барыбина "Я+Мы" (арт-альбомы для семейного консультирования, конфликты в детско-родительских отношениях)). Благодаря этой технике мы можем в напряжённой/конфликтной ситуации без агрессии, наиболее конструктивным способом проинформировать нашего собеседника/партнёра о том, какие чувства вызывают его слова или действия. С помощью "Я-высказывания" мы выражаем собственные негативные чувства и снижаем таким образом эмоциональное напряжение, при этом не задевая чувств партнёра. Мы не обвиняем партнёра, не даём негативных оценок его личности ("Ты-высказывание": "Ты специально делаешь это!", "Ты ведёшь себя неадекватно!", "Ты - безответственный!" и т.д.), а вместо этого говорим о себе ("Я-высказывание").
Как это работает? Схема "Я-высказывания" состоит из 5 пунктов:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: "Когда я вижу, что ты..."; "Когда это происходит...".
2. Точное называние своего чувства (чувств) в этой ситуации, озвучивание того, что мы чувствуем в связи с поведением партнёра: "...я чувствую одиночество..."; "...мне плохо/трудно/больно/обидно...".
3. Называние причин возникшего чувства: "...потому что...."; "...это вызвано тем, что....".
4. Обращение к партнёру с предложением изменить поведение: "...поэтому я прошу тебя..."; "...может быть, в следующий раз...".
5. Объяснение того, как изменится ваше поведение, если партнёр прислушается и последует вашему предложению: "...тогда я смогу..."; "...в таком случае мне будет проще...".
Конечно, для того чтобы выразить (проявить, назвать) свои чувства, их необходимо осознать.
Если справиться с конфликтной ситуацией в семье, в отношениях, на работе своими силами не получается, с подобным запросом всегда можно обратиться к психологу (в случае конфликта в паре может помочь парная консультация у семейного психолога, детско-родительские отношения помогут наладить детские психологи).